« SAND-ART на уроке истории»
Я –учитель истории. Моя задача не только научить детей сухим историческим фактам, но и дать им возможность оценить историческое событие, прочувствовать его.
В истории, в отличие от точных наук нет правил и теорем. История-это понятие настолько глубокое, это миллиарды жизней, которые были погублены в процессе становления человеческого общества, это чья-то боль , чьи-то победы, это судьбы.
Но существует актуальная проблема- «Как добиться эмоционально-чувственного отношения к историческим событиям?»
Решение этого проблемного вопроса, я , прежде всего, беру на себя, как учителя истории.
Стремясь найти пути решения этой проблемы, я работаю в двух направлениях:
- : Совместное коллекционирование ( Формирование бережного отношения к историческим источникам), посещение и уборка братских могил, участие в митингах Памяти, ежегодные смотры строя и песни, беседы «Спасибо за Победу!»
Это довольно стандартные формы работы. А как действовать учителю на уроке, когда он ограничен 45-минутными рамками и программой не позволяющей уделить той или иной теме достаточно времени, чтобы её осветить глубоко и полно? Необходимость запоминания дат и фамилий в истории, не даёт детям возможность прочувствовать событие.
А, как известно, знание обретается тогда, когда оно проходит через личное отношение, сопереживание. И здесь на помощь учителю могут прийти нестандартные формы работы.
Существуют сотни методик и приёмов работы на уроке. Каждый учитель, на пути к достижению высоких образовательных результатов, ищет наиболее приемлемые приёмы преподавания или разрабатывает их сам.
Моя методика работы состоит в создании атмосферы (настроения) урока способствующей наилучшему восприятию материла.
Настроение-это эмоциональное состояние человека, которое непосредственно влияет на работоспособность, на познавательный интерес, и , в итоге, на результат деятельности. Если мы пребываем в плохом настроении, мы апатичны, не работоспособны. Плохое настроение порождает лень. Но и очень хорошее, весёлое настроение не сопутствует хорошей работе, а порой мешает. Поэтому настроение урока должно пробуждать личностные переживания учащихся. Заставлять мыслить и анализировать. Оно не должно позволить оставаться равнодушным. Хорошее настроение урока- залог плодотворной работы.
Здесь в принципе подходят различные методы- создание проблемы урока, интрига, побуждающая желание разгадать то, что задумал учитель и т.д.
Но совсем недавно мне довелось познакомиться с интересным искусством – Sand- art или, Песочной анимацией. Первым знакомством стало выступление известной художницы Ксении Симоновой с её песочной анимацией «Ты всегда рядом». Я попробовала рисовать песком и поняла, нет ничего более умиротворяющего.Создавая картину, ты не воспринимаешь это как работу, или задание. Ты выполняешь, то что тебе интересно, то , чем тебе хочется заниматься. Вы спросите, как это можно применять?
Можно. Для меня эта методика стала хорошим подспорьем для преподавания предмета.
Итак, Великая Отечественная война. Тема не только очень ёмкая. К этой теме я всегда отношусь особенно. Здесь необходимо, чтобы с первой минуты урока, ребёнок пребывал в настроении, в котором он был бы способен не просто принять материал, а прочувствовать его.
Конечно можно было начать с медленного чтения стихотворения о войне , или просто рассказать душещипательную историю, но…
Я молчу… Выключаю свет… Начинает играть музыка. И на проекторе появляется… Стол. Да, стол со стеклянной столешницей, на которой лежит песок. Я ничего не говорю , подхожу к нему и … Начинаю рисовать историю о Войне. Это прекрасное зрелище! В классе «гробовая» тишина.
Когда я закончу, дети скажут о чём мы будем говорить и начнётся урок, но теперь ребята готовы к личному переживанию .
Применение технологии Sand-art на уроке истории –это универсальный метод достижения целей и задач изучения предмета. Почему я назвала этот метод универсальным?
Во –первых, Sand-art – технология может использоваться не только на уроке истории. Она хороша для любого предмета гуманитарного цикла.
Во-вторых, технология носит психологический характер . Рисование песком заставляет успокоиться, сосредоточиться на том, что ты рисуешь. Если же рисует кто-то, ты погружаешься в сюжет и думаешь, только о том , каким будет следующий. Это действо работает не хуже качественно снятого фильма. А , порой, даже лучше. За несколько месяцев работы я могу отметить значительный рост уровня познавательной активности учащихся на уроке, что сказывается на качестве обученности . А также, значительно снизился уровень рассеянного внимания учащихся. Общая психологическая обстановка на уроке способствует работоспособности.
В-третьих, технология может применяться на всех этапах урока.
- Этап объявления темы урока можно начать с того, что учитель изображает то или иное узнаваемое историческое событие, с музыкальным сопровождением. После чего дети рассказывают о том, что было изображено, и , в зависимости от этого, сами определяют тему.
- Sand-art –отличный вид групповой работы. В начале урока класс получает карточки с картинками, на которых изображены разные предметы, дети делятся на группы , в зависимости от того, какая у них картинка. Те , на которых изображена , к примеру, художественная кисть являются творческой группой и на уроке работают по форме Sand-art.
- Дети очень разные, каждый из них обладает индивидуальным темпераментом. В зависимости от этого, задания на уроке должны применяться с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. Одной их форм задания может быть, например, не просто изучить новый материал, но и попутно изобразить то, о чём читаешь. Таким образом, ребёнок отлично запоминает и, к тому же, у него отсутствует ощущение скучного чтения.
- Дети с огромным желанием рисуют песком, что позволяет мотивировать детей на выполнение того или иного задания. («На следующем уроке творческой группой будут те ребята, которые отлично выполнят домашнее задание…»).
- Sand-art можно применять на этапе рефлексии .(Изобразите то, что наиболее запомнилось в ходе урока).
- Так же это отлично подходит для домашнего задания. Детям предлагается дома подготовить выступление на 2-3 минуты, в котором должна раскрываться суть новой темы следующего урока. Таким образом, дети , вместо реферата, готовят выступление, подбирают музыку, которая способствует эмоциональному восприятию , того, что видишь. После каждого выступления, следует обсуждение увиденного.
В целом, метод Sand-art является новым, интересным, уникальным. Для того чтобы начать работу, нужно только желание, оргстекло, лампа дневного света и песок. Результат такой работы многократно оправдывает небольшие затраты .
Песочная анимация- делает урок ярким, запоминающимся и, что самое главное, это действительно работает на создание благоприятного эмоционального фона урока.