Приветствую Вас Гость!
Пятница, 03.05.2024, 02:22
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Главная » Файлы » Мои файлы

Интегрированный урок истории и русского языка в 6 классе
29.03.2016, 22:45

Интегрированный урок истории и русского языка в 6 классе

«Расследование преступления»

Дата: 23.11.2015

Класс: 6

Тип урока: Интегрированный урок получения новых знаний по истории с активизацией ранее полученных знаний по русскому языку.

Учитель: Кривина А.М. (русский язык), Клейнова Д.В. (история)

Тема: Гуситское движение в Чехии

ЦЕЛЬ УРОКА:    СОЗДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ГУСИТСКОМ ДВИЖЕНИИ В ЧЕХИИ , КАК О СОБЫТИИ, ВЫЗВАНОМ СОВОКУПНОСТЬЮ РЯДА ПРИЧИН.

ЗАДАЧИ  УРОКА:

1. ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ  «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ».

2. АКТИВИЗИРОВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПОИСКЕ ОТВЕТА НА ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС УРОКА ;

3.  ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ  ВЫЯВЛЯТЬ ПРИЧИНЫ ИСТОРИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ , ОПИРАЯСЬ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ;

4.СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ       ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КАЖДОГО РЕБЕНКА;                              

5. ВОСПИТЫВАТЬ ИНТЕРЕС И  УВАЖЕНИЕ К ИСТОРИИ ДРУГИХ СТРАН.

                                                    

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Учебник Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского «История средних веков»-М; Просвещение, 2012
  2. Раздаточный материал (Тексты « Из проповеди Яна Гуса», «Охранная грамота императора Сигизмунда», «Ян Гус на Констанцком соборе», стихотворение «Ян Гус», текст «Мотив преступления» )
  3.  Работа снабжена мультимедийной презентацией, выполненной в программе Power Point (Microsoft Office 2007) «Гуситское движение в Чехии»;
  4.  Видеофильмы «Каменный великан» и «Казнь Яна Гуса»

ИСТОЧНИКИ

  1. Учебник Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского «История средних веков»-М; Просвещение, 2012;
  2. Учебник Русского языка…………

 

Интернет-источники

  1. Сайт- архив видео http://kivvi.kz/watch/kea6yamb4yx2/
  2. Сайт о Чехии http://czechtime.ru/general/gusitskoe-dvizhenie-v-chexii
  3. Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%8B

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Этапы, приёмы урока

Оборудование

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность обучающихся

1.Организационный этап

Приём «Мозговой штурм»

Презентация

СЛАЙД 1

 

  1. Видео «Каменный
  2. великан»

 

СЛАЙД 2

СЛАЙД 3

Здравствуйте, ребята!

Сегодня вы побываете на не совсем обычном уроке. А необычен он тем, что это будет не только урок истории, или урок русского языка. Вам нужно будет собраться с мыслями, настроиться на плодотворную работу и показать все свои знания и умения и по истории и по русскому языку. Прежде чем начать наш урок и определиться с темой, мы предлагаем вам посмотреть видео.

Учитель задаёт наводящие вопросы:

-Что случилось в фильме?

-Что хотел сделать великан?

-Что подтолкнуло его к этому поступку?

- Кто виновен в произошедшем?

-Причины происшествия…

Да, ребята, действительно, никогда масштабные события в истории не происходили без причин. Всем историческим событиям предшествовали незначительные, казалось бы, события. Будь то война, восстание, революция –всё происходит из-за чего-то.

Просмотр видеофильма

 

 

 

 

 

После просмотра видеофильма обучающиеся рассуждают. Высказывают своё мнение по поводу того как фильм может быть связан с предстоящей темой.

2.Изучение нового материала

Прием «лекция со стопами»

Презентация

СЛАЙД 4

 

 

 

СЛАЙД 5

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 6

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 7

   Итак, внимание.

Сегодня мы с вами познакомимся с историей еще одного европейского государства – Чехии. С помощью различных источников мы узнаем о яркой страничке в истории Чехии .

«Королевство Чехия входило в состав Священной Римской империи. Чешский король Карл в 1347 – 1378 гг. был даже императором. При нем Прага (Учитель обращает внимание детей на иллюстрацию г. Праги) становится по сути дела столицей империи, а Чехия – ее ядром. Карл IV так заботился о своем королевстве, что современники – немцы называли его с неодобрением «отцом Чехии и отчимом империи».   

 «В это время Чехия переживала хозяйственный подъем.

По добыче серебра, из которого тогда чеканили монету, Чехия вышла на одно из первых мест в Европе. В городах насчитывалось более 200 ремесел, в том числе производство сукна и стеклянной посуды. В Чехии, расположенной почти в центре Европы, пересекались важнейшие торговые пути. В Праге два раза в год устраивали большие ярмарки; на них съезжались купцы из Польши, Германии и Италии».

В города Чехии переселялись немецкие купцы и мастера. Как и у себя на родине, они создавали в городах самоуправление. До середины XIV века в городском совете Праги не было ни одного чеха. В руках немцев оказались и рудники. Чешские ремесленники и торговцы тщетно добивались участия в городском управлении».

   С конца XIII века в Чешское королевство, которое было частью Священной Римской империи, переселяется множество немцев – горожан. Их привлекали богатые чешские рудники (особенно серебряные). Приезжие немцы оказывались лучшими умельцами, чем чешские мастера, и занимали ведущие места в чешской промышленности и культуре. Чехи считали себя не ниже немцев и требовали преимуществ на своей родине, но правители империи не придавали значения мнению простого народа, а чешский король и многие паны- чешские феодалы, (учитель предлагает записать понятие «Паны – чешские феодалы») перенявшие немецкий образ жизни, не хотели ссорится с империей.

Посмотрите. А что изображено здесь?

Верно. Католическая церковь в Чехии владела третьей частью самых плодородных земель. Главе чешской церкви, архиепископу Пражскому, принадлежало 14 городов и 900 деревень. Особенно богатыми были монастыри.

На этом этапе применятся приём «Лекция со стопами». Обучающиеся слушают рассказ учителя. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение и делается краткий вывод. В конце рассказа, обучающиеся высказывают в 3-4-х словах главную мысль услышанного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Католическая церковь

  1. Объявление темы урока

СЛАЙД 8

Однажды в Чехии произошло событие, которое стало очень значимым не только в истории самой Чехии, но и Мира. Что это за событие и в чём его значение вы определите сами. Мы назвали  наш урок так «Расследование преступления». Значит, вам предстоит побыть не учениками, а криминальными экспертами.

 

  1. Проблема урока

Приём «Проблемный»

СЛАЙД 9

Видео «Казнь Яна Гуса»

Итак, уважаемые эксперты, чтобы понять, какое событие мы будем расследовать, предлагаю вам  посмотреть фрагмент фильма:

Это казнь Чешского проповедника Яна Гуса.

За что? Что такого мог сделать этот человек? Почему его постигла такая жестокая смерть?

В этом преступлении нам помогут разобраться документы.

Обучающиеся получают проблемный вопрос. Ответ на него, пока, может быть только предположительным. Нерешённая проблема активизирует познавательный интерес обучающихся . Они активно работают в поиске решения.

  1. Этап логического мышления

 

 

На этом этапе обучающиеся знакомятся с документами.

  1. Ответ на проблемный вопрос

 

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

«За что был казнён Ян Гус?»

ВЫВОД:   Таким образом, взгляды Яна Гуса привели к конфликту с римским папой и его сторонниками. Его вызывали на церковный собор (съезд высшего духовенства), чтобы он отрекся от своих взглядов. Гус в ответ просил не принуждать его ко лжи. Гуса объявили еретиком, заточили в тюрьму.

Учитель продолжает:     6 июля 1415 г.  Ян Гус был сожжен на костре.

     Это событие послужило поводом к народному восстанию. Последователей магистра стали называть ГУСИТАМИ.

В 1419 г. эти выступления превратились в открытую вооруженную борьбу между гуситами и католиками.

 

Ученики отвечают на данный вопрос.

 

  1. Обобщение

«Дебаты»

Материал «Мотив преступления»

Итак, мы узнали все события. Ознакомились с материалами дела. Теперь , уважаемые эксперты, вам нужно высказать по одному предложению. Ваше краткое высказывание должно служить оправдательным  или обвинительным  доказательством по делу о сожжении Яна Гуса.

Учащиеся зачитывают «Мотив преступления». Делают обобщение с помощью документальных материалов. Дают оценку событию, определяют причины и последствия происшедшего.

  1. Определение темы следующего урока. ( Объяснение работы учащихся с применением приёма «перевёрнутый класс»)

 

УЧИТЕЛЬ: Но проповеди Гуса не умерли с ним. Те, кто был согласен с Гусом не замолчали. Последователи и сторонники Яна Гуса называли себя «Гуситами» .Начались настоящие войны , причиной которых стала правда сказанная Яном Гусом на проповеди. Гуситы захватили власть в Чехии – сердце Священной Римской империи. Церковники  терпели поражение от отрядов гуситов, во главе которых стоял такой талантливый полководец, как ЯН ЖИЖКА (около 1360 – 1424 гг.). А о нём расскажите мне вы на следующем уроке.

 

 

  1. Рефлексия

 

 

На этом этапе обучающиеся пишут сочинение «Заключение криминального эксперта» по шаблону. Таким образом, ученик систематизирует, анализирует и закрепляет знания полученные на уроке.

 

 

 

 

 

ИЗ ПРОПОВЕДИ ЯНА ГУСА

  «…   Папа Римский не учит, а портит народ своим развратом, связанным с богатством. Так надо отнять у него богатство! Преемники Христа должны быть бедны. А они, наоборот, только о том и думают, как бы еще увеличить свои богатства, для чего рассылают продавцов индульгенций и хищных монахов, которые… устраивают никому неизвестные празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный народ…»

 

ОХРАННАЯ ГРАМОТА ИМПЕРАТОРА СИГИЗМУНДА

  «  Мы, Сигизмунд… король римлян (и т.д.), принимаем достопочтенного магистра Гуса, бакалавра богословия и магистра искусств, под наше и Священной империи покровительство и защиту; поэтому предписываем всем, чтоб ему было дозволено проехать в Констанц, оставаться там и свободно возвратиться, причем для охраны его и сопровождающих его лиц должно давать проводников… «

 

ПРОТЕСТ ЧЕХОВ ПРОТИВ ЗАТОЧЕНИЯ ЯНА ГУСА (февраль 1415 г.)

«Князья и вельможи, богатые и бедные удивляются дерзости папы, заточившего без причины человека невинного и праведного, который поехал на Констанцский собор, чтоб оправдаться в клевете, возведенной на него и на весь чешский народ.»

 

 

ЯН ГУС НА КОНСТАНЦСКОМ СОБОРЕ

…Наступила тишина. Тогда Гус начал говорить следующее:

«Я не могу отречься ни от одного положения, написанного мною или же проповеданного. Но я отметаю от себя все то, что лживо высказали и представили против меня все эти свидетели. Присяга – их – основа всего зла; все высказанное ими не имеет и тени правды – знает бог!»

…Все были столь разгорячены, что ломали столы и бросали обломками их. Во время этого шума государь удалился. Мог бы удалиться и Гус, если бы захотел. Он, однако, возвратился в свою тюрьму. Когда в храме никого уже не было, противники Гуса хватились его. Они распорядились ударить в набат и сторожить городские ворота, чтобы он не мог убежать из города. Однако, войдя в тюрьму, они нашли Гуса стоящим на коленях и усердно молящимся. Стражи не заперли даже дверей тюрьмы и любовались благородством души Гуса.

Ян Гус

Костёр горит, Гус, плача, умирает,
Летит молитва к трону Господа Творца:
"Прости, Отец, они не понимают
Своих деяний пресловутого конца".

Толпа бурлит, угрозы не смолкают,
Как у подножия Голгофского креста
И кажется, что снова распинают

За истину  страдавшего Христа.

 

МОТИВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

«Чешский проповедник, мыслитель. В своих лекциях и проповедях в Вифлеемской часовне и Пражском университете он часто говорил о неправильном поведении служителей католической церкви, утерявших истинную веру в Бога и погрязших в пороках.

От критики духовенства Гус  перешел к требованиям  реформы — переустройства церкви.

Он призывал:

  1. отнять у церкви ее богатства,
  2. отобрать земли у епископов и монастырей;
  3. отменить плату за обряды, а богослужение проводить на родном языке.
  4. Гус сам разработал грамматику чешского языка.
  5. В Чехии должна быть своя церковь, подчиненная не папе, а королю.
  6. А против папы надо применить силу.

«Настает, братья, ныне время войны и меча»,

— утверждал Гус.

Архиепископ Пражский запретил Гусу выступать с проповедями, а затем отлучил его от церкви.

Но Гус не дал себя запугать.  Покинув Прагу, он два года жил на юге Чехии, где продолжал выступать перед крестьянами.

Проповедника вызвали на церковный Собор в конце 1414 г. в городе Констанце. Император Сигизмунд выдал ему охранную грамоту, которую он потом предательски нарушил. Здесь Гуса арестовали, бросили в тюрьму. Он подвергся пыткам инквизиторов. Они добивались от него отречения от обвинений в адрес католической церкви. Ян Гус отказался отречься от своих принципов. Он говорил инквизиторам: «Я прав, со мною сам Бог!». На церковном Соборе взгляды Гуса подвергли осуждению, а его приговорили к сожжению. В июле 1415 г. Ян Гус был сожжён на костре в Констанце. Это вызвало взрыв негодования в Чехии. Студенты в знак протеста жгли папские грамоты, индульгенции».

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Darya
Просмотров: 1033 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: