Интегрированный урок истории и русского языка в 6 классе
«Расследование преступления»
Дата: 23.11.2015
Класс: 6
Тип урока: Интегрированный урок получения новых знаний по истории с активизацией ранее полученных знаний по русскому языку.
Учитель: Кривина А.М. (русский язык), Клейнова Д.В. (история)
Тема: Гуситское движение в Чехии
ЦЕЛЬ УРОКА: СОЗДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ГУСИТСКОМ ДВИЖЕНИИ В ЧЕХИИ , КАК О СОБЫТИИ, ВЫЗВАНОМ СОВОКУПНОСТЬЮ РЯДА ПРИЧИН.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1. ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ».
2. АКТИВИЗИРОВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПОИСКЕ ОТВЕТА НА ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС УРОКА ;
3. ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫЯВЛЯТЬ ПРИЧИНЫ ИСТОРИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ , ОПИРАЯСЬ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ;
4.СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КАЖДОГО РЕБЕНКА;
5. ВОСПИТЫВАТЬ ИНТЕРЕС И УВАЖЕНИЕ К ИСТОРИИ ДРУГИХ СТРАН.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Учебник Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского «История средних веков»-М; Просвещение, 2012
- Раздаточный материал (Тексты « Из проповеди Яна Гуса», «Охранная грамота императора Сигизмунда», «Ян Гус на Констанцком соборе», стихотворение «Ян Гус», текст «Мотив преступления» )
- Работа снабжена мультимедийной презентацией, выполненной в программе Power Point (Microsoft Office 2007) «Гуситское движение в Чехии»;
- Видеофильмы «Каменный великан» и «Казнь Яна Гуса»
ИСТОЧНИКИ
- Учебник Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского «История средних веков»-М; Просвещение, 2012;
- Учебник Русского языка…………
Интернет-источники
- Сайт- архив видео http://kivvi.kz/watch/kea6yamb4yx2/
- Сайт о Чехии http://czechtime.ru/general/gusitskoe-dvizhenie-v-chexii
- Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%8B
Ход урока
Этапы, приёмы урока
|
Оборудование
|
Деятельность учителя
|
Предполагаемая деятельность обучающихся
|
1.Организационный этап
Приём «Мозговой штурм»
|
Презентация
СЛАЙД 1
- Видео «Каменный
- великан»
СЛАЙД 2
СЛАЙД 3
|
Здравствуйте, ребята!
Сегодня вы побываете на не совсем обычном уроке. А необычен он тем, что это будет не только урок истории, или урок русского языка. Вам нужно будет собраться с мыслями, настроиться на плодотворную работу и показать все свои знания и умения и по истории и по русскому языку. Прежде чем начать наш урок и определиться с темой, мы предлагаем вам посмотреть видео.
Учитель задаёт наводящие вопросы:
-Что случилось в фильме?
-Что хотел сделать великан?
-Что подтолкнуло его к этому поступку?
- Кто виновен в произошедшем?
-Причины происшествия…
Да, ребята, действительно, никогда масштабные события в истории не происходили без причин. Всем историческим событиям предшествовали незначительные, казалось бы, события. Будь то война, восстание, революция –всё происходит из-за чего-то.
|
Просмотр видеофильма
После просмотра видеофильма обучающиеся рассуждают. Высказывают своё мнение по поводу того как фильм может быть связан с предстоящей темой.
|
2.Изучение нового материала
Прием «лекция со стопами»
|
Презентация
СЛАЙД 4
СЛАЙД 5
СЛАЙД 6
СЛАЙД 7
|
Итак, внимание.
Сегодня мы с вами познакомимся с историей еще одного европейского государства – Чехии. С помощью различных источников мы узнаем о яркой страничке в истории Чехии .
«Королевство Чехия входило в состав Священной Римской империи. Чешский король Карл в 1347 – 1378 гг. был даже императором. При нем Прага (Учитель обращает внимание детей на иллюстрацию г. Праги) становится по сути дела столицей империи, а Чехия – ее ядром. Карл IV так заботился о своем королевстве, что современники – немцы называли его с неодобрением «отцом Чехии и отчимом империи».
«В это время Чехия переживала хозяйственный подъем.
По добыче серебра, из которого тогда чеканили монету, Чехия вышла на одно из первых мест в Европе. В городах насчитывалось более 200 ремесел, в том числе производство сукна и стеклянной посуды. В Чехии, расположенной почти в центре Европы, пересекались важнейшие торговые пути. В Праге два раза в год устраивали большие ярмарки; на них съезжались купцы из Польши, Германии и Италии».
В города Чехии переселялись немецкие купцы и мастера. Как и у себя на родине, они создавали в городах самоуправление. До середины XIV века в городском совете Праги не было ни одного чеха. В руках немцев оказались и рудники. Чешские ремесленники и торговцы тщетно добивались участия в городском управлении».
С конца XIII века в Чешское королевство, которое было частью Священной Римской империи, переселяется множество немцев – горожан. Их привлекали богатые чешские рудники (особенно серебряные). Приезжие немцы оказывались лучшими умельцами, чем чешские мастера, и занимали ведущие места в чешской промышленности и культуре. Чехи считали себя не ниже немцев и требовали преимуществ на своей родине, но правители империи не придавали значения мнению простого народа, а чешский король и многие паны- чешские феодалы, (учитель предлагает записать понятие «Паны – чешские феодалы») перенявшие немецкий образ жизни, не хотели ссорится с империей.
Посмотрите. А что изображено здесь?
Верно. Католическая церковь в Чехии владела третьей частью самых плодородных земель. Главе чешской церкви, архиепископу Пражскому, принадлежало 14 городов и 900 деревень. Особенно богатыми были монастыри.
|
На этом этапе применятся приём «Лекция со стопами». Обучающиеся слушают рассказ учителя. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение и делается краткий вывод. В конце рассказа, обучающиеся высказывают в 3-4-х словах главную мысль услышанного.
Католическая церковь
|
- Объявление темы урока
|
СЛАЙД 8
|
Однажды в Чехии произошло событие, которое стало очень значимым не только в истории самой Чехии, но и Мира. Что это за событие и в чём его значение вы определите сами. Мы назвали наш урок так «Расследование преступления». Значит, вам предстоит побыть не учениками, а криминальными экспертами.
|
|
- Проблема урока
Приём «Проблемный»
|
СЛАЙД 9
Видео «Казнь Яна Гуса»
|
Итак, уважаемые эксперты, чтобы понять, какое событие мы будем расследовать, предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма:
Это казнь Чешского проповедника Яна Гуса.
За что? Что такого мог сделать этот человек? Почему его постигла такая жестокая смерть?
В этом преступлении нам помогут разобраться документы.
|
Обучающиеся получают проблемный вопрос. Ответ на него, пока, может быть только предположительным. Нерешённая проблема активизирует познавательный интерес обучающихся . Они активно работают в поиске решения.
|
- Этап логического мышления
|
|
|
На этом этапе обучающиеся знакомятся с документами.
|
- Ответ на проблемный вопрос
|
|
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
«За что был казнён Ян Гус?»
ВЫВОД: Таким образом, взгляды Яна Гуса привели к конфликту с римским папой и его сторонниками. Его вызывали на церковный собор (съезд высшего духовенства), чтобы он отрекся от своих взглядов. Гус в ответ просил не принуждать его ко лжи. Гуса объявили еретиком, заточили в тюрьму.
Учитель продолжает: 6 июля 1415 г. Ян Гус был сожжен на костре.
Это событие послужило поводом к народному восстанию. Последователей магистра стали называть ГУСИТАМИ.
В 1419 г. эти выступления превратились в открытую вооруженную борьбу между гуситами и католиками.
|
Ученики отвечают на данный вопрос.
|
- Обобщение
|
«Дебаты»
Материал «Мотив преступления»
|
Итак, мы узнали все события. Ознакомились с материалами дела. Теперь , уважаемые эксперты, вам нужно высказать по одному предложению. Ваше краткое высказывание должно служить оправдательным или обвинительным доказательством по делу о сожжении Яна Гуса.
|
Учащиеся зачитывают «Мотив преступления». Делают обобщение с помощью документальных материалов. Дают оценку событию, определяют причины и последствия происшедшего.
|
- Определение темы следующего урока. ( Объяснение работы учащихся с применением приёма «перевёрнутый класс»)
|
|
УЧИТЕЛЬ: Но проповеди Гуса не умерли с ним. Те, кто был согласен с Гусом не замолчали. Последователи и сторонники Яна Гуса называли себя «Гуситами» .Начались настоящие войны , причиной которых стала правда сказанная Яном Гусом на проповеди. Гуситы захватили власть в Чехии – сердце Священной Римской империи. Церковники терпели поражение от отрядов гуситов, во главе которых стоял такой талантливый полководец, как ЯН ЖИЖКА (около 1360 – 1424 гг.). А о нём расскажите мне вы на следующем уроке.
|
|
- Рефлексия
|
|
|
На этом этапе обучающиеся пишут сочинение «Заключение криминального эксперта» по шаблону. Таким образом, ученик систематизирует, анализирует и закрепляет знания полученные на уроке.
|
ИЗ ПРОПОВЕДИ ЯНА ГУСА
«… Папа Римский не учит, а портит народ своим развратом, связанным с богатством. Так надо отнять у него богатство! Преемники Христа должны быть бедны. А они, наоборот, только о том и думают, как бы еще увеличить свои богатства, для чего рассылают продавцов индульгенций и хищных монахов, которые… устраивают никому неизвестные празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный народ…»
ОХРАННАЯ ГРАМОТА ИМПЕРАТОРА СИГИЗМУНДА
« Мы, Сигизмунд… король римлян (и т.д.), принимаем достопочтенного магистра Гуса, бакалавра богословия и магистра искусств, под наше и Священной империи покровительство и защиту; поэтому предписываем всем, чтоб ему было дозволено проехать в Констанц, оставаться там и свободно возвратиться, причем для охраны его и сопровождающих его лиц должно давать проводников… «
ПРОТЕСТ ЧЕХОВ ПРОТИВ ЗАТОЧЕНИЯ ЯНА ГУСА (февраль 1415 г.)
«Князья и вельможи, богатые и бедные удивляются дерзости папы, заточившего без причины человека невинного и праведного, который поехал на Констанцский собор, чтоб оправдаться в клевете, возведенной на него и на весь чешский народ.»
ЯН ГУС НА КОНСТАНЦСКОМ СОБОРЕ
…Наступила тишина. Тогда Гус начал говорить следующее:
«Я не могу отречься ни от одного положения, написанного мною или же проповеданного. Но я отметаю от себя все то, что лживо высказали и представили против меня все эти свидетели. Присяга – их – основа всего зла; все высказанное ими не имеет и тени правды – знает бог!»
…Все были столь разгорячены, что ломали столы и бросали обломками их. Во время этого шума государь удалился. Мог бы удалиться и Гус, если бы захотел. Он, однако, возвратился в свою тюрьму. Когда в храме никого уже не было, противники Гуса хватились его. Они распорядились ударить в набат и сторожить городские ворота, чтобы он не мог убежать из города. Однако, войдя в тюрьму, они нашли Гуса стоящим на коленях и усердно молящимся. Стражи не заперли даже дверей тюрьмы и любовались благородством души Гуса.
Ян Гус
Костёр горит, Гус, плача, умирает,
Летит молитва к трону Господа Творца:
"Прости, Отец, они не понимают
Своих деяний пресловутого конца".
Толпа бурлит, угрозы не смолкают,
Как у подножия Голгофского креста
И кажется, что снова распинают
За истину страдавшего Христа.
МОТИВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
«Чешский проповедник, мыслитель. В своих лекциях и проповедях в Вифлеемской часовне и Пражском университете он часто говорил о неправильном поведении служителей католической церкви, утерявших истинную веру в Бога и погрязших в пороках.
От критики духовенства Гус перешел к требованиям реформы — переустройства церкви.
Он призывал:
- отнять у церкви ее богатства,
- отобрать земли у епископов и монастырей;
- отменить плату за обряды, а богослужение проводить на родном языке.
- Гус сам разработал грамматику чешского языка.
- В Чехии должна быть своя церковь, подчиненная не папе, а королю.
- А против папы надо применить силу.
«Настает, братья, ныне время войны и меча»,
— утверждал Гус.
Архиепископ Пражский запретил Гусу выступать с проповедями, а затем отлучил его от церкви.
Но Гус не дал себя запугать. Покинув Прагу, он два года жил на юге Чехии, где продолжал выступать перед крестьянами.
Проповедника вызвали на церковный Собор в конце 1414 г. в городе Констанце. Император Сигизмунд выдал ему охранную грамоту, которую он потом предательски нарушил. Здесь Гуса арестовали, бросили в тюрьму. Он подвергся пыткам инквизиторов. Они добивались от него отречения от обвинений в адрес католической церкви. Ян Гус отказался отречься от своих принципов. Он говорил инквизиторам: «Я прав, со мною сам Бог!». На церковном Соборе взгляды Гуса подвергли осуждению, а его приговорили к сожжению. В июле 1415 г. Ян Гус был сожжён на костре в Констанце. Это вызвало взрыв негодования в Чехии. Студенты в знак протеста жгли папские грамоты, индульгенции».
|